Адрес:
г. Иркутск, ул. Горького, 31А, оф408
Контактные телефоны:
8(3952) 72-15-75
89021751575
Главная » 2011 » Март » 11 » Невозвращенцев ждут перемены Минюст готовит реформу всей системы взыскания долгов
18:17
Невозвращенцев ждут перемены Минюст готовит реформу всей системы взыскания долгов

Владислав Куликов
Опубликовано на сайте rg.ru 18 февраля 2011 г.

Сегодня Министерство юстиции опубликовало проект масштабной программы развития службы судебных  приставов. За десять лет планируется вооружить приставов электронными технологиями и новыми правовыми рычагами. Однако некоторые идеи могут вызвать некоторую тревогу в гражданском обществе.

В частности, предлагается устанавливать алименты в твердой сумме - в зависимости от прожиточного минимума ребенка. Если зарплаты родителя не хватает, он должен работать больше. А взыскателю, пришедшему к приставам с исполнительным листом, могут предложить внести своего рода страховочный взнос на счет ведомства. Если с должника ничего взять не удастся, средства хотя бы частично покроют расходы приставов на безнадежное дело.

Вряд ли возможно в одной статье перечислить все предложения, заложенные в проекте Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений на период 2011 - 2020 годы. Но некоторые ключевые моменты попытаться назвать все-таки можно.

Отцовский максимум
Сегодня алименты, как правило, составляют некий процент от зарплаты родителя. Закон разрешает устанавливать алименты и в твердой сумме, но только в исключительных случаях. Как полагают авторы документа, установление алиментов в размере доли от дохода должника не стимулирует того к активному поиску новых заработков. Ведь можно и бизнес затеять, и высокооплачиваемую работу поискать, но - зачем? Мол, все равно заберет все "эта" бывшая и неизвестно, на что потратит. Некоторые и вовсе уклоняются от алиментов, считая их несправедливыми. Кроме того, эксперты Минюста считают, что не стоит забывать и про новых детей, которые появились у должника-родителя после развода и создания другой семьи. "Предусмотренный законодательством механизм определения размера алиментов также часто влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних детей должника в новом браке, находящихся у него на содержании", - говорится в документе.

Поэтому предлагается изменить порядок: чтобы суд устанавливал размер алиментов исключительно в твердой денежной сумме с учетом размера прожиточного минимума ребенка в соответствующем регионе, потребностей конкретного ребенка, состояния здоровья ребенка, уровня его содержания в семье до того момента, когда родители приняли решение о разводе. "При этом размер алиментов подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции", - сказано в документе.

Если что - не взыщите
Одна из главных сложностей в работе службы судебных приставов: что взыскивать с должника, если брать у него нечего? Даже государство иногда разводит руками перед неплательщиками. На прошедшем в Москве семинаре председателей региональных судов глава Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил, что только по административным штрафам в прошлом году не удалось взыскать 5,7 миллиарда рублей. Еще 800 миллионов числятся за осужденными, получившими штраф в виде основного уголовного наказания. Что же тогда говорить о простых гражданах и рядовых организациях, которые тоже мечтают получить своё с должников? Они также порой попадают в безнадежные ситуации.

Минюст предлагает решить проблему оригинальным способом: сократить число безнадежных исков с помощью самих взыскателей. Логика такая: если отбить у тех желание требовать деньги с безденежных, то работы у приставов поубавится. Соответственно, можно будет бросить все силы на процессы, где успех реален. Отвадить же взыскателей по безнадежным делам предлагается финансовым способом. "В рамках исполнительного производства предлагается установить требование об уплате взыскателем при подаче исполнительного документа для принудительного исполнения установленного тарифа, за счет которого подлежит компенсации часть расходов на осуществление исполнительного производства, - говорится в документе. - Уплата денежных средств по тарифу должна стать условием для возбуждения исполнительного производства по аналогии со статьей 132 ГПК РФ. Аналогичный механизм существует в законодательствах многих стран мира, в т.ч. Армении, Казахстана, Германии, Израиля, Финляндии". Проще говоря, плати, и дело завертится. Если должник окажется состоятельным - и взнос вернут, и долги. Если нет, увы: взнос останется у государства. Кстати, тариф тоже будет возмещаться за счет должника. Так что государство в любом случае в накладе не останется. Однако надо подчеркнуть, что подобный взнос предлагается установить только для юридических лиц. Если же взыскатель - рядовой гражданин, порядок останется прежним.

Малый долг - не предлагать
Еще одна проблема заключается в том, что приставы завалены копеечными производствами, и об этом тоже говорится давно. "Так, по состоянию на 15 декабря 2010 г. на исполнении в ФССП России находилось более 38,6 тыс. исполнительных производств с суммами взысканий от 0 до 10 рублей, взыскателями по которым являлись внебюджетные фонды, - говорится в документе. - Работа по указанным взысканиям отвлекает судебных приставов-исполнителей от выполнения основных обязанностей - принудительного судебного исполнения. При этом затраты государства на взыскание указанных платежей (в т.ч. оплата труда судебных приставов, почтовые и транспортные расходы и т.д.), которые в среднем составляют 518 рублей на одно производство, значительно превышают суммы взысканий, что делает указанную деятельность экономически нерентабельной. В целях решения указанной проблемы предлагается установить в законодательстве минимальную сумму исполнительного документа (например, 3 000 рублей), начиная с которой по исполнительному документу возбуждается исполнительное производство".

Одновременно предлагается разработать правовой механизм накопления суммы задолженности по малозначительным взысканиям, а также списания безнадежной задолженности. При этом в качестве основы может быть использован правовой механизм, предусмотренный в отношении налоговых платежей, недавно установленный в законе.

Помощник по долгам
Большие изменения должны произойти и в самой службе судебных приставов. Например, предлагается ввести институт помощников судебных приставов-исполнителей. Помощники должны взять на себя  техническую работу по исполнению судебных актов: получать сведения в рамках исполнительного производства, вручать процессуальные документы, составлять описи арестованного имущества и так далее. Требования к ним будут такие же, как сейчас к судебным приставам-исполнителям. В свою очередь статус судебных исполнителей повысится: они будут руководить процессом, намечать стратегию, выносить постановления и т.п. Требования к ним тоже станут более жесткими: с них будут спрашивать высшее юридическое образование и стаж.

Некоторые предложения доктрины Минюста

  1. Привлекать нотариусов для совершения исполнительных действий.
  2. Расширить возможности существующих профессиональных сообществ, прежде всего, частных детективов, адвокатов, нотариусов, по сбору информации о должнике и его имущественном положении для использования ее в процессе исполнения судебных актов.
  3. Ввести правовое регулирование коллекторской деятельности. Формирование полноценного рынка финансовых услуг по приобретению и реструктуризации просроченной задолженности, подлежащей взысканию в исполнительном производстве.
  4. Ввести процедуры медиации (примирения) в исполнительное производство.
  5. Увеличить срок для добровольного исполнения до 10 дней.
  6. Создать нормативно-правовую, организационную и техническую базу для получения ФССП России доступа (на взаимной основе) к базам данных иных органов государственной власти. Представляется, что система прямого доступа является более эффективной и оперативной, чем система "запрос-ответ", существующая в настоящее время. В рамках исполнительного производства ФССП России необходима, прежде всего, информация, находящаяся в информационных базах МВД России, ФМС России, ФНС России, ФТС России, Росреестра, пограничных органов ФСБ Росси.
  7. Создать единый федеральный банк данных исполнительных производств.
  8. Предоставить физическим лицам и организациям возможность ознакомления с ходом исполнительного производства, подачи заявлений в исполнительном производстве с использованием сетей общего пользования.
  9. Если ответчик - казна, в законодательстве предусмотреть обязанность суда направить исполнительный документ со всеми необходимыми документами для исполнения в уполномоченный финансовый орган независимо от заявления взыскателя. В целях обеспечения своевременности исполнения такая передача должна осуществляться в электронном виде.
  10. Рассмотреть возможность возложения контрольных полномочий за исполнением судебного решения именно на того судью (судей), который вынес судебный акт, реализуемый в порядке исполнительного производства.
  11. Продавать арестованное имущество должников на электронных торгах.
  12. Предусмотреть обязанность должника предоставлять судебному приставу декларацию об имущественном положении, уклонение от предоставления которой или искажение данных в которой должно влечь уголовную ответственность.
  13. Предоставить судебному приставу право выносить постановление об ограничении специальных прав должника-гражданина (например, права на управление автомобилем), уклоняющегося от исполнения требований судебного акта.
  14. Установить обязанность правоохранительных органов оказывать содействие судебным приставам в осуществлении розыска в рамках исполнительного производства посредством предоставления доступа к базам данным оперативных учетов, организации электронного взаимодействия по обмену информацией о лицах и имуществе, находящихся в розыске по исполнительного производству, задержания транспортных средств должников в целях передачи их судебным приставам для обращения взыскания.
  15. В долгосрочной перспективе существует возможность формирования системы некриминального розыска, осуществляемого судебными приставами самостоятельно. В этой связи необходимо наделение ФССП России отдельными полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности в рамках исполнительного производства.
  16. Установить единый административно-правовой запрет на неисполнение исполнительного документа по имущественным и неимущественным требованиям.
  17. Установить единый уголовно-правовой запрет на неисполнение судебного акта, обязывающего совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) для граждан и должностных лиц.

Просмотров: 1759 | Добавил: PrintHouse
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Запишитесь онлайн на консультацию юриста или позвоните по телефону 72-15-75
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz