Адрес:
г. Иркутск, ул. Марата, 38, оф. 5
Контактные телефоны:
(3952) 72-15-75
(3952) 72-15-76
Главная » Статьи » Мои статьи

Обзор рынка готового бизнеса Иркутской области. Итоги 2009 года

Общая характеристика регионального рынка готового бизнеса
В период кризиса рынок готового бизнеса Приангарья, увы, не стал приятным исключением на фоне других региональных рынков. Его объем в 2009 году составил лишь 3,4 млрд. рублей – почти в 2 раза меньше показателя 2008 года. 

Предложение готового бизнеса сократилось в 2009 году до 340 – 360 предприятий, что в 1,5 раза меньше, чем в предшествующем году. 

По территориальному распределению лидирует, как и прежде, город Иркутск. Его доля увеличилась до 86 % от общего числа предлагаемых предприятий. Из оставшейся доли 4 % приходится на северные районы Иркутской области (прежде всего – Братск и Усть-Илимск), 10 % – на южные (Ангарск, Усолье-Сибирское, Слюдянка и др.). 

Распределение готового бизнеса по сферам деятельности 
Здесь изменения затронули, прежде всего, сферы производства и строительства. Доля производственных предприятий заметно сократилась – с 21 % в 2008 году до 12 % в 2009 г. Количество строительных фирм, предлагаемых на продажу, напротив, выросло, и весьма существенно – в 2 раза (хотя их удельный вес в общей структуре рынка по-прежнему невелик). На 6 % увеличилась – по сравнению с предшествующим годом – сфера услуг. Доля торговых предприятий осталась практически неизменной. 

Сфера производства
В производственной сфере предлагаются на продажу предприятия, специализирующиеся на строительных материалах, деревообработке, продуктах питания и т.д. Что изменилось в данной сфере по сравнению с 2008 годом? 

Во-первых, пищевая промышленность и деревообрабатывающие предприятия уступили пальму первенства производству стройматериалов. Сегодня этот вид производства уверенно лидирует по количеству предлагаемых на продажу предприятий! Если ранее несомненным «хитом сезона» было производство различных видов бетона, то в 2009 году его «потеснили» такие стройматериалы, как пенопласт, тротуарная плитка, декоративный камень, пескоблоки и др. 

Во-вторых, существенно изменилась дислокация предприятий деревообработки. В предыдущие годы они базировались, преимущественно, на севере Иркутской области. Нынче же подобные производства предлагаются и в Иркутске, и в его ближайших окрестностях. 

В-третьих, изменились приоритеты в продовольственной сфере. В этом году здесь лидируют рыбопереработка, производство кулинарных изделий, сухариков, кукурузных палочек и других аппетитных «вкусностей». «Сдали позиции» кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты и плодоовощная продукция. Предприятия по их производству на рынке готового бизнеса сегодня практически отсутствуют. 

Прочие предприятия представлены широким спектром производственной деятельности – от переработки отработанных аккумуляторов и изготовления свинцовых сплавов до производства мыла и туалетной бумаги. 

Сфера услуг 
В сфере услуг традиционно предлагаются предприятия общественного питания, службы такси, салоны красоты, парикмахерские и др. 

Как и в прежние годы, безусловные лидеры сферы услуг – предприятия «общепита». Среди них основная доля приходится на кафе - 44 %. Рестораны составляют 9 %, кафе-бары – 22 %, столовые – 3 %, закусочные – 6 %, на прочие заведения «общепита» приходится 16 %. Подавляющее большинство предприятий этой сферы по-прежнему продаются в Иркутске. 

С третьего на второе место в 2009 году переместились службы такси. Увы, как и раньше, многие из них нельзя назвать полноценным действующим бизнесом. Зачастую под этой вывеской на продажу предлагаются лишь диспетчерская служба с комплектом радиостанций, а то и просто «раскрученные» телефонные номера!.. 

Представители «красивого» бизнеса - салоны красоты и парикмахерские - традиционно занимают видное место на рынке готового бизнеса. Соотношение между ними прежнее - примерно 50/50, и продаются они также преимущественно в Иркутске. 

В 2009 году сдал свои позиции туристский бизнес. Если годом ранее он уверенно занимал второе место по количеству предложений, то нынче – лишь шестое… 

Как и раньше, на региональном рынке готового бизнеса практически отсутствуют фирмы, работающие в сегменте «бизнес для бизнеса» (аудиторские, оценочные, консалтинговые и др.), а также телекоммуникационные компании. 

Прочие услуги представлены на рынке чрезвычайно широко – от организации праздников до оказания ритуальных услуг, от ремонта сотовых телефонов до починки обуви, от клининговых услуг до аппаратного массажа!.. 

Среди новинок в сфере услуг, практически не предлагавшихся на продажу ранее, следует отметить сети платежных терминалов, сеть фотокабин, службу знакомств и детский центр. 

Сфера торговли 
Серьезные изменения на рынке готового бизнеса претерпела сфера торговли. В первую очередь отметим резкий – в 1,5 раза – рост предложения предприятий, торгующих продуктами питания. Они и ранее занимали первую строчку в «рейтинге» продовольственного бизнеса, теперь же их отрыв от других торговых предприятий еще более увеличился. 

Заметно (в 1,5 – 1,8 раза) сдали позиции предприятия, торгующие одеждой и обувью, стройматериалами и сантехникой. 

Практически исчезли с рынка готового бизнеса аптеки, АЗС, мебельные магазины и магазины, торгующие бытовой техникой и радиоаппаратурой. Их место в 2009 году заняли салоны цветов и магазины, специализирующиеся на торговле книгами, канцелярскими товарами, CD- и DVD-дисками. 

Сфера строительства
 Несмотря на двукратный рост предложения строительных предприятий, эта сфера представлена пока весьма скромно – всего лишь 2 % от общего числа предприятий, предлагаемых на продажу в нашем регионе. 

К сожалению, вынужден повторить то, что уже отмечалось в нашем обзоре за 2008 год. Предлагаемые сегодня на продажу строительные фирмы трудно назвать - за редким исключением - полноценным бизнесом. Ни инфраструктуры, ни реальных заказов, ни оформленных земельных участков… Ни-че-го! Вместо живого действующего бизнеса предлагаются, как правило, лишь учредительные документы на юридическое лицо плюс строительная лицензия. 

Причины продажи готового бизнеса 
Безусловно, кризис внес свои неумолимые коррективы и в те причины, по которым предприниматели предлагают свой бизнес на продажу. 

Как и в предыдущие годы, наиболее распространенной причиной остается переезд на постоянное место жительства в другой город (регион). А вот далее во весь рост встают причины финансового характера! 

С учетом изложенного, причины продажи готового бизнеса в 2009 году можно ранжировать (по убыванию их популярности) следующим образом: 

  • переезд в другой город (регион); 
  • необходимость рассчитаться по ранее взятым кредитам; 
  • нехватка оборотных средств и/или средств на дальнейшее развитие бизнеса; 
  • раздел бизнеса, разногласия между собственниками; 
  • желание собственника сконцентрироваться на своей основной работе; 
  • потеря интереса к своему бизнесу, разочарование в предпринимательской деятельности, усталость; 
  • желание вложить средства в новые проекты; 
  • избавление от непрофильных активов; 
  • болезнь, отход от дел в связи с достижением пенсионного возраста; 
  • бизнес изначально создавался с целью последующей продажи и др. 

Стоимость готового бизнеса
Как и ранее, стоимость бизнеса, выставленного на продажу, колеблется в широких пределах. Самый недорогой бизнес – цветочный киоск на окраине Иркутска – предлагался за 40 тыс. рублей. Наиболее дорогой объект – оптово-розничная торговая база на севере области – продавался за 80 млн. рублей. Встречаются, конечно, и более дорогие объекты (стоимостью десятки миллионов долларов и евро), но это скорее недвижимость, нежели действующий бизнес (как, например, всевозможные производственно-технические базы, доставшиеся нам в наследство от славной эпохи развитого социализма). 

Средняя стоимость бизнеса, выставленного на продажу в нашем регионе в 2009 году, составила 9,8 млн. рублей. Для сравнения – годом ранее этот показатель равнялся 12,4 млн. рублей. И здесь кризис сказал свое веское слово! 

Разброс цен и их средние значения для различных видов бизнеса представлены в таблице 4. Как и в предыдущих наших обзорах, особо подчеркнем, что здесь приведены цены, запрашиваемые продавцами, но никак не стоимость реальных сделок! Конечно, анализ последних имел бы большую практическую ценность, но… Корректно выполнить такой анализ не представляется возможным по двум основным причинам. Во-первых, многие предприятия пока еще не нашли своего покупателя. Во-вторых, стоимость таких сделок (за редким исключением) является коммерческой тайной и, как следствие, недоступна стороннему аналитику. 

Тенденции спроса 
Спрос на действующие предприятия – это, пожалуй, тот показатель, по которому кризис ударил в наибольшей степени! Многие инвесторы и потенциальные покупатели вынуждены были свернуть свои инвестиционные программы, и это, конечно же, впрямую отразилось на рынке готового бизнеса, в том числе и в нашем регионе. 

Тем не менее, инвесторов, подававших «признаки жизни», в 2009 году было немало, и те из них, кто «сидел в кэше», приобрели неплохие активы по весьма привлекательным ценам. 

Среди основных тенденций спроса можно отметить следующие. Заметно вырос интерес инвесторов к предприятиям пищевой промышленности. Традиционно ликвидными, т.е. пользующимися спросом, являются кафе и рестораны, салоны красоты, автосервисы, автомойки и ряд других бизнесов в сфере услуг. Вместе с тем, продать их по достойной цене сегодня, увы, непросто. Из-за обилия предложений потенциальные покупатели весьма разборчиво (чтобы не сказать – капризно!) подходят к выбору объектов для своих инвестиций. 

По сравнению с предшествующим периодом снизился спрос на предприятия, производящие строительные материалы. Учитывая, что строительная отрасль большую часть 2009 года «лежала на боку», такому снижению спроса вряд ли стоит сильно удивляться! 

Как и ранее, невысок спрос на объекты туристской инфраструктуры. Основная причина этого прежняя - проблемы с оформлением прав собственности (долгосрочной аренды) на земельные участки. Да и продолжающаяся чехарда с границами особой экономической зоны туристско-рекреационного типа оптимизма инвесторам почему-то не добавляет… 

По-прежнему инвесторы крайне неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее 1 года. Особенно это относится к тем предприятиям, где требуются значительные капиталовложения – производство, «общепит», автосервисы и т.п. 

Дополнительные сведения 
Срок существования предприятий, предлагаемых на продажу в Приангарье, варьируется от 3 месяцев до 15 лет. Их средний возраст (в целом по рынку) составляет 4,1 года. 

Обороты (выручка) находятся в диапазоне 0,3 – 94,5 млн. рублей в год, среднее значение – 7,9 млн. руб. 

Разброс показателя чистой прибыли составляет 0,1 – 16,2 млн. рублей в год, среднее значение – 2,1 млн. руб. 

Лишь 38 % предприятий имеют недвижимость в собственности. Остальные 62 % располагаются на арендуемых площадях. Распределение аренды по срокам следующее: 

  • краткосрочная (до 1 года) – 54%; 
  • среднесрочная (до 5 лет) – 19%; 
  • долгосрочная (свыше 5 лет) – 27%. 

* * * 

Так, в общих чертах, выглядит рынок готового бизнеса Иркутской области по итогам 2009 года. Ситуация, как видим, не слишком радужная. Падение рынка в сравнении с предшествующим годом налицо. Вместе с тем, полагаю, что оснований для особого пессимизма нет. Рынок функционировал, сделки купли-продажи совершались, практический опыт участниками рынка накапливался… И теперь, когда экономика начинает выходить «из штопора», этот бесценный опыт будет весьма и весьма востребован! 

автор: Олег Змановских 

Категория: Мои статьи | Добавил: PrintHouse (08.03.2011)
Просмотров: 1352
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Запишитесь онлайн на консультацию юриста или позвоните по телефону 72-15-75
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz